Ветви славного праздника
Рождественская елка – это языческий обряд или христианская традиция?
Приближается один из самых главных христианских праздников – Рождество. И снова звучат от некоторых христиан призывы отказаться от украшения домов традиционными рождественскими или новогодними (называют по-разному) ёлками. Аргументы одни – это, мол, языческий обычай. Наш автор Сергей Сапоненко решил заступиться за колючую красавицу. Напомним, что Сергей Сапоненко – известный поэт, член Союза белорусских писателей, член международного Союза писателей и мастеров искусств. Ныне живет в Сакраменто (www.saponenko.com).
Первым принес елку в свой дом сам Мартин Лютер, основатель протестантизма в христианстве. Однажды, в 1513 году, в Рождественский сочельник он шел по заснеженному лесу, погруженный в мысли о Боге. Размышления о Всевышнем заставили его поднять голову и посмотреть вверх: сквозь темные ветви елей сверкали яркие зимние звезды.
И вдруг Лютер подумал, что так же они сверкали и в первую Рождественскую ночь в Вифлееме (в темноте еловые ветви похожи на пальмовые листья). Вдохновленный, Лютер решил поделиться своей идеей с близкими, а для наглядности принес домой маленькую елочку, к ветвям которой прикрепил зажженные свечи. Идея была встречена одобрением и прижилась в качестве традиции в доме Лютера, а затем и распространилась по Германии и другим протестантским странам.
Под идеей Лютера украшать в Рождество дома вечнозелеными деревьями есть библейское основание. Бог дал своему народу повеление: «А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой; в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней; и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш». (Лев.23:39-43)
Кстати, некоторые утверждают, что Иисус Христос родился в праздник кущей. Вот их аргументы: «На момент рождения Мессии, властью Рима была сделана перепись в Израиле, находящимся под римским владычеством. И этот факт может указывать на очень важный фактор в историческом контексте того времени. А именно, иудеи были недовольны римским гнетом, и Риму легло было сделать перепись в те времена, когда в Израиле проходят праздники Господни, когда иудеи все отдыхают и совершают паломничества в Иерусалим. А это были три основных праздника: Пасха, Пятидесятница и Кущи. На какой же праздник предположительно могло быть рождение Мессии?
«Три раза в году празднуй Мне: …наблюдай праздник опресноков (Пасха, весна)… и праздник жатвы первых плодов труда твоего (Пятидесятница, лето)… и праздник собирания плодов в конце года (Кущи, осень). Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа. (Исх.23:14-18)
Известно, что Иисус жил 33,5 года и умер во время празднования Пасхи. Следовательно, он должен был родиться на шесть месяцев по другую сторону Пасхи, то есть, где-то в сентябре или октябре месяце. Итак, получается, что рождение приходило на осень, на осенние праздники: Дня Труб, Судного дня и Кущи. Они длятся с 1 числа 7 месяца (Нисан-начала гражданского года) по 22 число – завершение праздника Кущи (7 дней).
И вот что замечательно! Пасха (дни опресноков – 7 дней) также начинаются 15 числа, но только 1-го месяца (Авива). И таким образом, между началом праздников Господних и их завершением – ровно полгода! Что нам и нужно принять во внимание. Если Иисус умер на Пасху 14 числа вечером, перед заходом солнца (а начало библейского дня начинается после захождения солнца), тогда отсчитывая от этой даты всего полгода (а не 33 года, без надобности), мы попадаем на праздник Кущи» (конец цитаты). Я отнюдь не призываю праздновать Рождество в октябре в шалаше.
В Евангелии описан вход Господа в Иерусалим: «На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев»! (Иоан.12:12,13)
Иоанн пишет в книге Откровений: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу»! (Откр.7:9,10)
Пальма в Новом Завете — символ победы над смертью. Там, где пальмы не растут из-за холода, их замещением служили ель, пихта, сосна и, ранней весной, верба, отсюда вербное воскресенье. И сейчас в жарком климате, например, на Гавайях, пальма используется в качестве рождественского дерева. А во Флориде выращивается пальма Veitchia merrillii, также называемая Christmas Palm tree (Рождественская пальма) из-за её плодов, которые становятся ярко-красными к декабрю.
Утверждение, что обычай украшать жилье хвоей, пришёл из язычества не выдерживает никакой критики. Во-первых, как известно, крещение Германии произошло в VIII веке по Р. Х. За восемь веков католическая церковь, умеющая, как и православная церковь, использовать в своих целях обычаи окружающих народов, давно могла бы внести ёлки в свои храмы, если бы в этом была бы необходимость. Однако, этого не произошло! Значит, в этом не было никакой потребности.
Во-вторых, за 800 лет, прошедших после принятия Германией христианства, языческие обычаи забылись, даже если какой-то культ ёлки был. Спросите у рядового жителя Литвы, которая приняла христианство всего 627 лет тому назад (не 800!!!), каким деревьям и для чего надо поклоняться, думаю, он на вас посмотрит с недоумением. В-третьих, как мог родоначальник протестантизма Лютер, провозгласивший девиз «Только Писание», вдруг взять и привнести в дома христиан язычество, при этом отстаивая перед папством евангельские принципы? Это нонсенс!
Разве слово «январь», «январский» означает для нас нечто связанное с италийским двуликим Янусом? Для нас это просто первый месяц года.
Впрочем, при желании и из января можно сделать далеко идущие выводы о языческом заговоре … А еще можно обвинять всех, кто кушает пирожки треугольной формы, в том, что они поклоняются богине неба (Иер.7:18; 44:19).
Также довольно странно выглядит утверждение противников Рождества, что этот праздник есть ничто иное как поклонение языческому богу Таммузу. Слышать этот упрек после 2000 лет со дня рождения Христа, когда о Таммузе знают только любители древней истории. Меня не волнует тот факт, что когда-то давно какие-то язычники плясали в декабре для своего бога Таммуза. Как говорится, что нам Таммуз? Да и в язычестве все-таки важно не случайное совпадение празднований, а сознательное поклонение. В совпадении даты празднований нам следует видеть силу Евангелия, а не языческой веры, ведь язычники отвернулись от своих богов и поклоняются Иисусу Христу.
То, что Православная и Католическая церкви прохладно и даже, иногда, враждебно ещё в недавнем прошлом относились к рождественской ели, должно защитить её в глазах протестантов.
До начала 1840-х годов обычай ставить рождественскую ёлку в православной России не существовал, дворцовые ёлки были исключением. Ёлка как «рождественское дерево» появляется в начале ХIХ века в домах, живших в Петербурге евангельских христиан, переселившихся в Россию из Германии (от них и началось евангельское движение среди славян).
Ни А. С. Пушкин, ни М. Ю. Лермонтов никогда в жизни ёлки не видели: в окружавшем их дворянском кругу поддерживались только русские святочные традиции: святочные маскарады и балы. М. Ю. Лермонтов описал такой святочный праздник в драме «Маскарад», а А. С. Пушкин — святочное гаданье девушек, в поэме «Евгений Онегин». До начала 1840-х годов о ёлках в столичных домах в литературе не упоминается, но в начале 1840-х, как о большой новинке, уже пишут о продаже в кондитерских «прелестных немецких ёлок, убранных сластями, фонариками и гирляндами».
В середине сороковых годов уже встречаются отдельные удивлённые упоминания, что «в русских домах принят обычай немецкий… украшают… деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи. Красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда… всё это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками».
Это нововведение в середине 1840-х годов переживает необыкновенный подъём интереса, так что в конце сороковых годов в Петербурге уже повсеместно ставятся ёлки. Ф. М. Достоевский в рассказе «Ёлка и свадьба» 1848 года упоминает ёлку как нечто уже общеизвестное.
В 1916 году рождественские ёлки в царской России оказались в немилости. В Первую мировую войну Священный синод Русской Православной Церкви призвал патриотов не ставить в домах ёлки, потому что они пришли в Россию от немецких евангельских христиан.
В католических странах ёлка впервые появилась в 1840 году при дворе короля Франции Луи Филиппа. Инициатором этого события стала невестка короля протестантка герцогиня Елена Орлеанская. Дерево было воздвигнуто перед королевским дворцом Тюильри. Однако обычай рождественской ёлки распространялся по Франции медленно, возможно, потому, что впервые дерево было установлено снаружи, а не внутри помещения, отчего его нельзя было осветить свечами, и вид у него был не слишком эффектный. Кроме того, во Франции долго сохранялся обычай жечь в Сочельник рождественское полено (le buche de Noël), и ёлка усваивалась медленнее и не столь охотно, как в протестантских странах.
В самом же Ватикане первую ёлку установили в центре площади святого Петра только в 1982 году. Об этом попросил папа Иоанн Павел II. Он хотел сблизиться с протестантами.
С 1918 года на ёлку ополчилась советская власть.
Власти, начав борьбу с религией, решили, что украшенная ёлка, наравне с вертепом, вифлеемской звездой и хором ангелов является атрибутом христианского праздника Рождества и, следовательно, с ней надо бороться так же, как с религией.
А граждане и гражданки
из пустого баловства
превращают ёлки в палки
в день святого Рождества
Д.Бедный
«Ёлка — приманка для простачков». Сектант стоит на «священных книгах» и держит в руках большой крест — удилище. Леса оканчивается крючком, скрытым в рождественской елке. Мальчуган, раскрыв рот и не видя крючка, хочет ее покушать. Под рисунком подпись:
«Слежу за «рыбкой» жадно я.
Вот елочка нарядная,
Заместо червячка
Еще даю конфеты*) я.
Авось приманкой этой
Поймаю простачка»
(Н. Амосов. Против рождественской елки. М., 1930. С. 24)
Подпись к рисунку подтверждает, что советские власти знали, что борются с протестантской ёлкой; православных в СССР никогда не называли сектантами.
XVI партийная конференция, прошедшая в апреле 1929 г., утвердила новый режим работы, введя пятидневку или непрерывную рабочую неделю. Церковные праздники были отменены, и день Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, к этому времени прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то боролась православная церковь, стала называться «поповским» обычаем.
В декабре и январе специальные патрули из добровольцев ходили по улицам и заглядывали в окна, проверяя исполнение правительственного указа. Новогодняя ёлка перешла на нелегальное положение. Те, кто не хотел лишать своих детей праздника, делали это теперь тайно. Писательница и переводчица Ирина Токмакова рассказывает, как в её детстве дворник за взятку ездил в лес, срубал ёлку и пилил её на две части, чтобы влезла в не слишком большой мешок. Дома ёлку скрепляли лубками и та «делалась опять целенькой и стройной.
Многие помнят рассказ о Ленине на кремлевской ёлке для детей, но это была последняя официально разрешенная елка… Она оставалась запрещенной вплоть до 1935 года, когда появилась идея празднования Нового года вместо Рождества. Тогда Вифлеемская звезда стала красной пятиконечной, и вертеп сменился Дедом Морозом.
А вообще-то, отвечая критикам Рождественской ели, с полным правом можно ограничиться указанием на христианскую свободу. Это главный христианский аргумент.
Евангелие говорит: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни – для Господа различает; и кто не различает дней – для Господа не различает» (Рим.14:5-6).
«Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол.2:16).
Заключая свой рассказ, скажу – каждый волен делать так, как велит ему совесть, а не осуждать ближнего.
Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу. (1Иоан.3:21)
На лыжах и коньках, как призывали атеисты советской власти, в квартире или доме не покатаешься, а зелень ели, пришедшей в семейный круг, еще больше сблизит родственников, напомнит о величайшем чуде всех времен и народов, когда среди зелёных лугов и рощ Палестины Слово стало плотью!
Если эта традиция – ставить и зажигать ёлки в доме – пришла и утвердилась в протестантизме, зачем снова ломать и придумывать запреты и преграды, придуманные коммунистами и воинствующим православием? «Зелёные» стоят на страже вырубки леса? Ну так возьмите-купите пластмассовые ёлки, а запах леса можно придать аэрозолью.
Пусть на верхушке Рождественской ели засверкает Вифлеемская звезда и напомнит нашим душам про надежду и веру на воплотившего Господа! С Рождеством Христовым всех вас! Счастья всем!
Источник